Перепрошивка мозга: семь научных подходов к освоению английского языка

Перепрошивка мозга: семь научных подходов к освоению английского языка

Привет!

В сфере обучения иностранным языкам складывается очень трагичная ситуация: знания, накопленные лингвистами и психологами, в практику преподавания просачивается очень медленно и нередко в искаженном виде.

В то же самое время большинство студентов английского имеют очень смутное понятие о том, как подходить к освоению языка.

Эту ситуацию надо срочно менять!

В прикладной лингвистике профессором Стивеном Крашеном и его последователями были проведены многочисленные эксперименты и обработаны огромные объемы статистической информации о подходах к обучению иностранным языкам.

Иначе говоря, мы уже знаем, на каких принципах должно строиться эффективное обучение второму языку. Их всего семь.

1. Мы осваиваем язык на слух, а не через говорение

 В любом новом для нас языке мы будем встречаться неизвестные фразы и слова. Прежде, чем заговорить на английском, мы должны усвоить эти странные, причудливые выражения. Освоение любого навыка, в любой сфере – это всего лишь создание новых нейронных связей. То же самое касается и изучения языка. Для того, чтобы проложить новые синаптические дорожки в мозгу, мы должны в первую очередь слушать и впитывать речь на иностранном языке.

 Мы не способны воспроизводить речевые модели, еще не заложенные в нашем подсознании. Такие модели мы должны получать в огромных количествах извне, а именно, от тех, для кого этот язык родной (или от тех, чья речь не отличается от речи носителей). Чем более интересен для нас человек, с которым мы говорим, тем быстрее и качественнее мы осваиваем новый язык.

Как это применить?

Закончив эту статью, найдите в интернете аудиоматериалы по интересной вам теме. В сети можно найти ВСЁ. Начните слушать по десять минут в день. Каждый день.

2. Мы осваиваем язык нелинейно по непредсказуемой траектории.

Для того, чтобы установить новые синаптические связи в мозгу, требуется некоторое время. Этот процесс протекает нелинейно и практически случайным образом.

Не существует единого строгого алгоритма освоения нового языка.

Именно поэтому учебники и тесты почти полностью бесполезны. По мере наложения новых слоев нейронных связей вы начинаете интуитивно понимать и воспроизводить структуры языка. Часто новые сложные языковые шаблоны даются нам с трудом. Но это нормально. При накоплении определенной критической массы повторений одной и той же структуры в мозгу происходит «щелчок», переключение – такой момент озарения означает, что мы победили, усвоили (а не выучили) новое языковое явление.

 Как это применить?

Подарите учебники друзьям. Купите небольшой справочник, в который вы будете подглядывать, лишь встречая любопытные языковые конструкции, интересные лично вам, а не авторам учебников.

3. Конкретные значения слов даются легче отвлеченных грамматических правил.

Слова, лексические значения, смысл фраз в английском мы понимаем намного легче, чем грамматику языка. Это происходит потому, что новые слова и словосочетания в нашем мозгу ассоциируются с уже существующими, конкретными понятиями. Грамматические правила, наоборот, абстрактны, а значит трудны для усвоения.

Более того, аналитическим способом освоить английский намного сложнее, чем интуитивным из-за многочисленных структурных различий между двумя языками.

Наконец, даже, если нам объяснят новое правило, еще не факт, что мы сможем запомнить и применить его в нужный момент. Причина в том, что мы автоматически прибегаем к старым, устойчивым нейронным паттернам (то есть к русской грамматике) в ситуации реального спонтанного общения.

Позвольте собственному мозгу начать впитывать живой, реальный язык в комфортном темпе. Ведь для освоения языка намного эффективнее и естественнее полагаться на значения слов и фраз, а не на правила грамматики.

Как это применить?

Пообещайте себе больше никогда не заучивать правила. Перед началом каждого занятия по английскому закройте глаза и в течение двух минут поразмышляйте о том, что вы способны к интуитивному его освоению. Это необходимо для того, чтобы сломать внедренный школой привычный шаблон «от правила к слову».

 

4. Читая на английском, мы слушаем и говорим одновременно

Чтение – самый доступный и мощный способ освоения английского языка, особенно, если вы уже знаете его звуковой строй. Читая на иностранном, незаметно для самих себя мы вокализируем, то есть произносим и слушаем новые слова и воспринимаем грамматические конструкции. При этом мы еще и получаем дополнительный бонус в виде зрительных образов иностранных слов.

Читая по-английски, вы приобретаете три продукта по цене одного!

Как это применить?

Сегодня найдите интересную вам книгу на английском. Читайте ее по десять минут в день.

 

5. Слушая и читая, мы осваиваем английский быстрее детей

Естественное состояние любого языка – это его устная форма. Письменный текст – это лишь условность, очень приблизительное описание реального языка.

Если представить себе всю историю человечества в виде 24-часового дня, то появление письменности пришлось бы приблизительно на 11-й час вечера.

Осваивая свой первый язык, первое, что делают дети – это слушают. Слушают много. Слушают внимательно. Они впитывают поступающие в мозг сигналы. Мало-помалу они начинают чувствовать ритм и интонации, различать части слов. По прошествии «периода молчания» дети начинают говорить. Затем читать.

Хорошая новость для нас заключается в том, что взрослые могут обмануть природу и воспользоваться преимуществом, которое мы имеем перед детьми, когда осваиваем язык.

Мы уже умеем читать!

Если мы владеем иностранным языком на начальном или среднем уровне, мы обязательно должны читать те тексты, которые слушаем. Это наша козырная карта, (одна из немногих), о которой нельзя забывать.

Как это применить?

Смотри первый пункт: находим аудиоматериалы с сопутствующим текстом, начинаем слушать и читать по десять минут в день.

6. Психическая вовлеченность помогает освоению языка.

Большую часть дня мы проводим в бессознательном состоянии. Для экономии умственной энергии мы научились жить на автопилоте, полагаясь на отработанные привычки.

Мы очень редко останавливаемся и задумываемся о том, что мы говорим. Еще реже мы обращаем внимание на то, почему мы говорим те или иные вещи. Это нормально. Экономия умственной энергии – это преимущество, которое мы получили в ходе эволюции. Однако волевым усилием мы способны вывести мозг из состояния апатии, безмыслия, привычки.

Изучая английский, вы должны научиться делать паузу и просто обращать внимание на язык. Это ставит нас в выигрышное положение по сравнению с детьми, изучающими свой первый язык, которые так делать еще не умеют.

Остановитесь на секунду!

Будьте вдумчивы, когда читаете или слушаете английские материалы. Прочитав или услышав новую фразу, мысленно поиграйте с ней, подумайте об ассоциациях, которые у вас возникают.

Лишь люди с сильнейшим аналитическим складом ума (таких очень мало), получат пользу от целенаправленного изучения отвлеченных грамматических структур. Для подавляющего большинства более эффективный способ – фокусироваться на смысле, обращать внимание на послании, а не на его форме. А это возможно только тогда, когда вы слушаете или читаете материалы реального языка, а не искуственно подобранные тексты.

Как это применить?

Читая любимую книгу на английском, останавливайтесь каждые пять минут и спрашивайте себя: «Могу ли я поменять здесь одно слово на другое? Как изменится смысл? Почему написано именно так, а не иначе? Смог бы я сказать точно так же в реальной ситуации?» Затем закройте глаза задумайтесь о смысле этой фразы и вдумчиво произнесите ее по памяти.

 

7. Прислушиваясь к собеседнику, мы осваиваем язык.

Любопытно, что этот принцип не ограничивается сферой освоения иностранных языков. Он поможет нам в любой жизненной ситуации, в общении с любым человеком.

Мы слишком много говорим, очень мало слушаем, и еще меньше слышим тех, с кем мы общаемся.

Мы должны научиться слушать, прежде, чем заговорить.

Начинать говорить на английском следует лишь тогда, когда нам есть, что сказать. Когда у нас есть такое желание. Никак не раньше. Избегайте искусственных ситуаций, когда вы вынуждены говорить на английском против своей воли, например с другими студентами в классе во время ролевой игры или у доски. В таких условиях вы усугубляете свое стрессовое состояние, усиливая свой «эмоциональный фильтр» (а это значительно снижает когнитивные способности вашего мозга).

Если вы спросите преподавателя, почему вам следует общаться с носителями языка, 99% процентов скажут «для практики». Это жестокое заблуждение, основанное на бездумном отношении к своему делу, нежелании обратиться к научным исследованиям, и повторении привычных мантр.

Парадоксально, но разговор – это в первую очередь прекрасная возможность услышать собеседника, обратить внимание на то, как он использует язык и заметить пробелы в своей собственной речи. Не упускайте ее!

Как это применить?

Откажитесь говорить на английском, если вы этого не хотите. В следующий раз, общаясь с носителем языка, примите решение слушать в четыре раза больше, чем говорить.

**

Готовы ли вы сломать ошибочные стереотипы и принять эти научные принципы? Напишите мне в комментариях.

О практических приемах, которые я использую, тренируя своих студентов, читайте в докладе «Семь принципов умного освоения языка», который вы найдете ниже.

Ваш Алекс.

About The Author

Алекс

Я Алекс, лингвист и создатель системы «Взлом английского». Я помогаю людям любого возраста и способностей заговорить по-английски. Люблю испанский язык, путешествовать и обучать английскому и русскому языку студентов по всему миру. Это моя страсть и призвание. В свободное время я играю психоделическую музыку шестидесятых, рублюсь в баскетбол, с удовольствием смешиваю коктейли для друзей и занимаюсь сёрфингом. В качестве хобби иногда перевожу статьи для английского издания «Российской газеты».

Leave A Response

* Denotes Required Field