Всем привет!

У вас еще голова кругом не идет от обилия разнообразных курсов, который предлагает интернет? У меня – да. Но такая уж работа у лингвиста – исследовать и сравнивать.

Нет, действительно: каждая школа, каждая онлайн-программа предлагает что-то «уникальное» и «эффективное», но все они через какое-то время почему-то сливаются в однообразное такое серое пятно вперемешку с маркетинговыми ходами вроде «коммуникативная методика», «интерактив» или «носитель языка».

Как выбрать оптимальную программу? Лингвист спешит на помощь! В этой статье я дам вам иструмент, называется она «фуфлометр», с помощью которого вы сможете оценить содержание любого курса или программы английского языка. Несмотря на несерьезное название, инструмент работает на основе принципов фундаментального и прикладного языкознания, разработанных в последние 35 – 40 лет.

В одной из предыдущих статей я писал о том, что изучение и освоение языка – это две большие разницы. Эмпирические данные исследований однозначно подтверждают, что студенты всех возрастов осваивают язык гораздо быстрее, чем те, кого подвергают традиционным методам истязания обучения.

Напоминаю: выбирайте курс, который поможет вам освоить английский, а не обучиться.

О том, как это сделать чуть ниже. Прежде – пара предупреждений.

Два предупреждения, если вы решили освоить английский язык

Первое. Освоение и изучение не обязательно должны исключать друг друга. Ваш мозг очень пластичен, вы способны осваивать язык даже в ходе его изучения. Любая программа – это, конечно же, смесь освоения и изучения. Вопрос в другом. Вопрос в пропорциях и расставленных акцентах. Если, оценив предлагаемый вами курс по моему фуфлометру, вы придете к выводу, что «освоения» в нем маловато, а «изучения» — чересчур, то в топку такую программу, переходим к следующей.

Второе. В последнее время слишком много школ/программ/проектов пытаются въехать на рынок с лозунгом «Научим без усилий. Так, как изучают свой первый язык дети». Сразу предупреждаю: это наглая спекуляция на теме освоения языка, которая не имеет ничего общего с лингвистической теорией и практикой. Зато имеет слишком много общего с теорией и практикой маркетинга. Если честно, в научных кругах эта тема так же маргинальна, как, скажем, заявления о гомеопатии, НЛО и заряженной воде. В общем, если вас будут обещать научить английскому так, как его осваивают дети англичан – не поддавайтесь соблазну. Это однозначно жулики. На этой странице (англ.) Вивиан Кук, известный лингвист, работающий в Университете Ньюкасла, говорит о разнице между освоением языка детьми и взрослыми.

Ну хорошо. В чем отличие изучения языка от его освоения и как понять, какая программа дает вам шанс на успех, а какая просто вытягивает деньги?

1. Изучение изолировано, а освоение языка целостно.

Фуфлометр: вам предлагают курс с четко разграниченными грамматическими темами. Избегайте его.

2. Изучение задействует сознание, а освоение языка – интуицию, подсознание, интуиция.

Фуфлометр: вам предлагают курс, где вам будут что-то объяснять, значит вас ждет ленивая бездумная педагогика. Держитесь подальше от нее.

3. Язык изучают на уроках, а осваивают в реальной жизни.

Фуфлометр: чувствуете ли вы, что живете на уроке или учитесь? Меня возненавидят сейчас директора и педагоги, но я морально обязан сказать правду: если вам предлагают заниматься большей частью по учебнику – скорее всего, это будет плохая программа.

Преподы обожают учебники, потому что они позволяют работать с отключенными мозгами. Это удобно, но неэффективно для студента. Учебник ограничивает вас и вносит элемент искусственности.

4. Вы учите язык по единообразным материалам. Вы осваиваете язык так, как интересно лично вам.

Фуфлометр: вы и ваши одноклассники будут учиться на одном и том же материале. Единообразие невозможно, если вы хотите освоить язык.

5. Вы учите язык, когда ваш преподаватель играет роль авторитета. Вы осваиваете язык, когда вы сами создаете свой урок.

Фуфлометр: вам пытаются продать курс, где вы будете играть пассивную роль, где ваш преподаватель становится центром внимания. Это традиционная модель, которую я и тысячи других преподавателей во всем мире мечтают сломать раз и навсегда.

Что дальше?

Присматриваясь к понравившемуся вам курсу английского, пожалуйста, оцените его по пятиступенчатой шкале фуфломера. Если у вас сложится впечатление, что вас хотят научить языку вместо того, чтобы позволить вам освоить его, не тратьте на него свое время. Не позволяйте невеждам обмануть вас.

No pasaran!

А как вы определяете, хорошая перед вами программа или нет?

P.S. В докладе, который вы можете скачать ниже, я рассказываю о семи практических принципах умного освоения языка. Надеюсь, что мой опыт окажется полезным и для вас.

Всегда ваш,
Алекс


Алекс
Алекс

Я Алекс, лингвист и создатель системы «Взлом английского». Я помогаю людям любого возраста и способностей заговорить по-английски. Люблю испанский язык, путешествовать и обучать английскому и русскому языку студентов по всему миру. Это моя страсть и призвание. В свободное время я играю психоделическую музыку шестидесятых, рублюсь в баскетбол, с удовольствием смешиваю коктейли для друзей и занимаюсь сёрфингом. В качестве хобби иногда перевожу статьи для английского издания «Российской газеты».

    1 комментарий к "Пять принципов, которые уберегут вас от жуликов-педагогов (и два предупреждения)"

Оставить комментарий

Your email address will not be published.